Уральским железным дорогам, удаленным от западный границы государства на тысячи километров, не удалось, к счастью, пережить ужасы внезапной бомбежки или танковой атаки. Но им с первых же дней войны пришлось принять на себя такую нагрузку, нести которую не позволяли ни мощности локомотивного парка, ни состояние полотна, ни оснащенность станций и перегонов средствами сигнализации.

Тысячи заявлений от железнодорожников легли на столы военкоматов. Военкоматы, однако, не спешили призывать работников ключевых железнодорожных профессий — это было чревато дезорганизацией работы транспорта.

И все же за годы войны около 14 тыс. тружеников Южно-Уральской магистрали ушло на фронты Великой Отечественной: 1-й, 2-й и 3-й Белорусские, Центральный, Южный, Северный, Прибалтийский, Брянский, Северо-Западный, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Украинские, Карельский…