Нестись быстрее ветра на поезде Maglev

Нестись быстрее ветра на поезде Maglev

Японский поезд на магнитной подушке Maglev настолько быстрый, что на днях официально признан самым быстрым в мире наземным транспортом. На 42-километровом тестовом полигоне, построенном в префектуре Яманаси, он разогнался до скорости 603 км в час.

 

Поезд на магнитной подушке, магнитоплан, или маглев (от англ. magnetic levitation – «магнитная левитация») – это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами – как на JR-Maglev).

 

Вчера японский Maglev установил новый рекорд скорости и был официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса как самый быстрый поезд в мире. Об этом сообщила в пятницу железнодорожная компания JR Tokai.

 

«Полученный статус стимулирует нас и дальше работать над совершенствованием этих технологий», – заявили причастные к рекорду люди из JR Tokai.

 

На самом деле рекордную скорость Maglev развил еще 21 апреля. Во время испытаний на полигоне он разогнался на 19 секунд до скорости 590 км/ч, но тогда там отсутствовали наблюдатели из комиссии Книги рекордов Гиннесса. Так что специально для них на 42-километровом тестовом полигоне пришлось повторить этот ставший уже рабочей скоростью для поезда рекорд, а затем поезд побил и его, достигнув отметки 603 км в час на несколько секунд. Просто полоса закончилась.

 

alt

После того как экспресс побил все возможные рекорды, компания JR Tokai приняла решение сконцентрироваться в первую очередь на обеспечении безопасного и стабильного движения состава.

 

История вопроса и план развития

 

Работы над созданием поезда на магнитной подушке начались в Японии еще в 70-е годы прошлого века. В 2003 году разработанный железнодорожной компанией JR Tokai экспресс установил мировой рекорд скорости – 581 км в час. В 2011 году японские власти одобрили план строительства первой коммерческой линии таких поездов протяженностью 286 км между Токио и крупным городом Нагоей в центральной части острова Хонсю. Ее строительство началось в минувшем году и завершится в 2027 году. Стоимость проекта оценивается в 5,5 трлн иен ($45,8 млрд). К 2045 году эту ветку планируется продлить до третьего по величине города Японии – Осаки.

 

Модель экспресса, которая сейчас проходит испытания в префектуре Яманаси, способна преодолевать расстояние между Токио и Нагоей за 40 минут со средней скоростью 500 км в час. Продолжительность этой же поездки на нынешних скоростных поездах «Синкансэн» составляет один час и 18 минут.

 

Чтобы показать доступность технологии, компания JR Tokai периодически приглашает обычных пассажиров принять участие в испытаниях нового скоростного поезда. От желающих почувствовать, каково это – ехать со скоростью, сравнимой со скоростью самолета, обычно нет отбоя.

 

Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолета и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км).

 

Сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. В настоящее время Maglev не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, но уже, как мы написали выше, есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.

 

alt

Достоинства

 

– Самая высокая скорость из всех видов общественного наземного транспорта.

 

– Достаточно низкое потребление электроэнергии (энергия у такого поезда расходуется в три раза эффективнее, чем у автомобиля, и в пять раз эффективнее, чем у самолета).

 

– Снижение эксплуатационных затрат в связи со значительным уменьшением трения деталей.

 

– Огромные перспективы по достижению скоростей, многократно превышающих скорости, используемые в реактивной авиации при уменьшении аэродинамического сопротивления путем помещения состава в вакуумный тоннель. В связи с этим прорабатываются проекты по использованию магнитных ускорителей в качестве средства вывода полезной нагрузки в космос.

– Низкий уровень шума.

– Затраты энергии на поддержание магнитной левитации колоссальны; но при этом КПД данного поезда выше в сравнении с КПД современных поездов.

 

Недостатки

– Высокая стоимость создания и обслуживания колеи. Ведь стоимость постройки одного километра маглев-колеи сопоставима с прокладкой километра тоннеля метро закрытым способом.

 

– Рельсовый путь для Maglev ни для чего другого не пригоден; потребуются дополнительные пути для низкоскоростного сообщения.

 

alt

Конкуренция

 

Не стоит думать, что одни японцы строят поезда на магнитной подушке. В китайском Шанхае Maglev развивает скорость немногим меньше – 550 км в час. В Германии и Великобритании есть свои поезда на магнитной подушке. А впереди планеты всей хотят оказаться США. Их поезда на магнитной подушке, конечно, уступают в скорости, но проект «Гиперпетля» Элона Маска может опередить все страны вместе взятые. Миллиардер делает ставку на иной транспорт будущего, предлагая заменить магнитные полосы стеклянными трубами с безвоздушным пространством. В вакууме пневмовагонетки могут ездить со скоростью более 1000 км в час, не испытывая трения от сопротивления воздуха. К тому же данный транспорт обещает быть и грузовым. Кто же победит в этой гонке?

 

Автор: Степан Мазур

Нестись быстрее ветра на поезде Maglev

Нестись быстрее ветра на поезде Maglev

Японский поезд на магнитной подушке Maglev настолько быстрый, что на днях официально признан самым быстрым в мире наземным транспортом. На 42-километровом тестовом полигоне, построенном в префектуре Яманаси, он разогнался до скорости 603 км в час.

 

Поезд на магнитной подушке, магнитоплан, или маглев (от англ. magnetic levitation – «магнитная левитация») – это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами – как на JR-Maglev).

 

Вчера японский Maglev установил новый рекорд скорости и был официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса как самый быстрый поезд в мире. Об этом сообщила в пятницу железнодорожная компания JR Tokai.

 

«Полученный статус стимулирует нас и дальше работать над совершенствованием этих технологий», – заявили причастные к рекорду люди из JR Tokai.

 

На самом деле рекордную скорость Maglev развил еще 21 апреля. Во время испытаний на полигоне он разогнался на 19 секунд до скорости 590 км/ч, но тогда там отсутствовали наблюдатели из комиссии Книги рекордов Гиннесса. Так что специально для них на 42-километровом тестовом полигоне пришлось повторить этот ставший уже рабочей скоростью для поезда рекорд, а затем поезд побил и его, достигнув отметки 603 км в час на несколько секунд. Просто полоса закончилась.

 

alt

После того как экспресс побил все возможные рекорды, компания JR Tokai приняла решение сконцентрироваться в первую очередь на обеспечении безопасного и стабильного движения состава.

 

История вопроса и план развития

 

Работы над созданием поезда на магнитной подушке начались в Японии еще в 70-е годы прошлого века. В 2003 году разработанный железнодорожной компанией JR Tokai экспресс установил мировой рекорд скорости – 581 км в час. В 2011 году японские власти одобрили план строительства первой коммерческой линии таких поездов протяженностью 286 км между Токио и крупным городом Нагоей в центральной части острова Хонсю. Ее строительство началось в минувшем году и завершится в 2027 году. Стоимость проекта оценивается в 5,5 трлн иен ($45,8 млрд). К 2045 году эту ветку планируется продлить до третьего по величине города Японии – Осаки.

 

Модель экспресса, которая сейчас проходит испытания в префектуре Яманаси, способна преодолевать расстояние между Токио и Нагоей за 40 минут со средней скоростью 500 км в час. Продолжительность этой же поездки на нынешних скоростных поездах «Синкансэн» составляет один час и 18 минут.

 

Чтобы показать доступность технологии, компания JR Tokai периодически приглашает обычных пассажиров принять участие в испытаниях нового скоростного поезда. От желающих почувствовать, каково это – ехать со скоростью, сравнимой со скоростью самолета, обычно нет отбоя.

 

Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолета и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км).

 

Сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. В настоящее время Maglev не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, но уже, как мы написали выше, есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.

 

alt

Достоинства

 

– Самая высокая скорость из всех видов общественного наземного транспорта.

 

– Достаточно низкое потребление электроэнергии (энергия у такого поезда расходуется в три раза эффективнее, чем у автомобиля, и в пять раз эффективнее, чем у самолета).

 

– Снижение эксплуатационных затрат в связи со значительным уменьшением трения деталей.

 

– Огромные перспективы по достижению скоростей, многократно превышающих скорости, используемые в реактивной авиации при уменьшении аэродинамического сопротивления путем помещения состава в вакуумный тоннель. В связи с этим прорабатываются проекты по использованию магнитных ускорителей в качестве средства вывода полезной нагрузки в космос.

– Низкий уровень шума.

– Затраты энергии на поддержание магнитной левитации колоссальны; но при этом КПД данного поезда выше в сравнении с КПД современных поездов.

 

Недостатки

– Высокая стоимость создания и обслуживания колеи. Ведь стоимость постройки одного километра маглев-колеи сопоставима с прокладкой километра тоннеля метро закрытым способом.

 

– Рельсовый путь для Maglev ни для чего другого не пригоден; потребуются дополнительные пути для низкоскоростного сообщения.

 

alt

Конкуренция

 

Не стоит думать, что одни японцы строят поезда на магнитной подушке. В китайском Шанхае Maglev развивает скорость немногим меньше – 550 км в час. В Германии и Великобритании есть свои поезда на магнитной подушке. А впереди планеты всей хотят оказаться США. Их поезда на магнитной подушке, конечно, уступают в скорости, но проект «Гиперпетля» Элона Маска может опередить все страны вместе взятые. Миллиардер делает ставку на иной транспорт будущего, предлагая заменить магнитные полосы стеклянными трубами с безвоздушным пространством. В вакууме пневмовагонетки могут ездить со скоростью более 1000 км в час, не испытывая трения от сопротивления воздуха. К тому же данный транспорт обещает быть и грузовым. Кто же победит в этой гонке?

 

Автор: Степан Мазур