6 июля 1941 года коллектив депо «Сортировочная» Московско-Рязанской железной дороги обратился ко всем железнодорожникам через газету «Ленинский путь». В обращении говорилось: «Товарищи железнодорожники! Обеспечим полностью все нужды Красной Армии в перевозках, быстро и бесперебойно доставим военные грузы на фронт, поможем Красной Армии разгромить фашистские банды…»

22 июля был совершен налет на Москву. На прифронтовых дорогах перевозки осуществлялись под огнем вражеской артиллерии и под бомбежками. В сводках Информбюро часто упоминались такие пункты, как Ельня, Узловая, Кашира, Павелец и другие.

Во всех депо узла готовились бронепоезда, бронеплощадки, изготавливались заградительные сооружения, формировались военно-санитарные, ремонтно-восстановительные поезда.

На третий день войны правительством был создан Совет по эвакуации. В первую очередь вывозились предприятия оборонной промышленности, чтобы на новом месте как можно быстрее начать выпуск самолетов, танков, орудий, боеприпасов. За четыре месяца из Москвы вывезли почти 500 крупнейших предприятий и научно-исследовательских институтов, около 2,5 млн человек. Железнодорожники столицы ежесуточно отправляли до 80 поездов.

Железнодорожники буквально последними покидали оставляемые рубежи, зачастую под огнем наступавшего врага. Иван Иванович Ефимов, удостоенный звания Героя Социалистического Труда в 1943 году, под обстрелом фашистских самолетов увел паровоз со станции Белев, получил шесть ранений, но груз спас.

Дорога разгружала 7-8 тыс. вагонов в сутки — в 4 раза больше, чем в мирное время. Только в октябре в Москву и Подмосковье было доставлено 140 тыс. вагонов с войсками.

Женщины заменили ушедших на фронт железнодорожников. Они трудились на путях, в ремонтных бригадах, их было немало среди кочегаров, помощников машинистов и машинистов паровозов. На Московской окружной дороге женщины составляли до 60% личного состава. Начальником Московской окружной дороги в 1938-1942 годах была З. П. Троицкая.

12 декабря «Московский железнодорожник» поместил статью Ильи Эренбурга «Судьба победы», в которой говорилось: «Железные дороги — сосуды, по которым течет кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию — один стреляет, другой подает патроны».

По представлению наркома путей сообщения генерала А. В. Хрулева большая группа железнодорожников, отличившихся в первые месяцы войны и в Московской битве, была награждена орденами и медалями. 22 июля 1942 года газета «Ленинский путь» поместила Указ о награждении. Ордена Ленина были удостоены 55 человек. Среди них — начальник Московской дистанции пути Западной дороги К. А. Блохин, начальник станции Москва-Сортировочная Московско-Рязанской дороги В. Г. Головин, машинист депо Рыбное Д. П. Дормидонтов, машинист депо Москва-Сортировочная А. И. Жаринов, составитель поездов станции Перово Г. М. Савин, машинист депо имени Ильича М. Т. Фокин и другие.

Московские локомотивщики проявили инициативу в создании специальных подразделений для прифронтовых перевозок. Это были колонны паровозов особого резерва НКПС (ОРКП). Первые четыре такие колонны формировались в локомотивном депо имени Ильича.