Имя Николая Александровича Лунина в годы войны знали железнодорожники всей страны. Будучи паровозным машинистом депо «Новосибирск» Томской железной дороги он выступил инициатором соцсоревнования за новые методы эксплуатации паровоза. Суть его новации заключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады. В годы войны она приобрела новое содержание — максимальный пробег паровоза без ремонта. В 1942 году по методу Лунина работали свыше 7,8 тыс. паровозных бригад.

Почин паровозника-сибиряка нашел горячий отклик и на Забайкальской магистрали. В Хилке, Чите, Карымской, Шилке, Зилово, других депо появились лунинцы. Машинисты Хилокского депо стали инициаторами кооперирования паровозных бригад, чтобы совместными усилиями обеспечить уход за локомотивами, не требуя дополнительных рабочих рук.

1 декабря 1941 года бригады восьми паровозов Шилкинского депо на производственном совещании объявили себя воинским подразделением, создали общую колонну. Ее командиром был избран машинист Н. Гарац. Свою колонну они назвали ротой и разделили на взводы и отделения. В решении указали: впредь следовать хилокским лунинцам, кооперировать свой труд на время ремонта паровозов. С целью экономии средств шилкинцы отказались от услуг комплексных ремонтных бригад. За первый месяц работы по-новому рота отремонтировала 10 паровозов.

На Читинском паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ) квалифицированных рабочих, ушедших на фронт (в ряды защитников Отечества влились более 500 заводчан), заменили их отцы-пенсионеры, жены, дети. В 1941 году коллективу ПВРЗ было поручено организовать производство огнестрельного оружия: минометов, гранат, ранцевых огнеметов. А вскоре перед коллективом завода была поставлена другая, не менее сложная задача — построить бронепоезд для Забайкальского фронта. Основные работы приходилось выполнять вручную. Не было приспособлений для обработки брони. В апреле 1942 года на многолюдном митинге заводчан бронепоезд «Забайкалец» был передан командованию Забайкальского фронта.

Улан-Удэнский ПВРЗ в военные годы наряду с ремонтом паровозов, вагонов выпускал минометы и мины к ним, авиабомбы различных калибров, гранаты, ранцевые огнеметы, санитарные вагоны…

В первые дни войны коллектив вагонного депо станции Чита I пополнился женщинами, девушками, подростками. При керосиновых коптилках в лютые морозы они производили безотцепочный ремонт вагонов. В депо не хватало запчастей, металла для их изготовления, старело оборудование, многие операции по обработке подвижного состава производились вручную. Для изготовления запчастей стали использовать устаревшие детали, бывшую в употреблении увязочную проволоку (делали из нее гвозди, сверла, шплинты, электроды), демидовские рельсы устаревшей марки.

В первые дни Великой Отечественной 38 домохозяек станции Хилок пришли на работу в депо. Они выходили на выгрузку вагонов, прополку посевов в подсобных хозяйствах, ремонт железнодорожных путей. Работали кочегарами (за время маршрута кочегару приходилось лопатой перебрасывать по 18-20 тонн угля).

Более 100 женщин Карымского железнодорожного узла овладели мужскими профессиями: 40 домохозяек дистанции пути стали ремонтными рабочими, 28 — переездными сторожами. 18 девушек —  работниц депо станции Карымская — овладели смежными специальностями токаря, слесаря.

В историю Забайкальской магистрали красной строкой вписаны имена многих тружениц той героической поры. Это машинисты паровозов Винтовкина (депо Чита), Сорокина (депо Карымская), Копылова (депо Могзон), Цуранова (депо Хилок), Выборова (депо Шилка); поездные кочегары Додонова, Бояркина, Бобылова, Сидоркович, Васякина. Сверловщица депо Чита Крестовникова в 1942 году за высокие показатели в труде была награждена орденом «Знак Почета». Токари Волгузова и Пурсина работали на нескольких станках, выполняя норму семи станочников. Домохозяйка со станции Хилок Мария Вовкё, придя на производство в начале войны, освоила три специальности: токаря, слесаря и сверловщика.

А чем измерить трудовой подвиг электросварщицы Евдокии Ефимовны Чигровой? В 1944 году ее командировали в передвижную паровозоремонтную колонну №35, сформированную на Забайкальской магистрали. Пятилетнего сынишку Генку не с кем было оставить, и мать взяла его с собой. Евдокия восстанавливала в составе бригады разбитые паровозы на Смоленщине, спала по 3-4 часа в сутки. Однажды Евдокия вышла с сыном на небольшой станции погулять, подышать свежим воздухом. Начальник колонны увидев ребенка, решил было Евдокию списать. Но коллектив упросил его оставить Чигрову с сыном вместе. Их оставили. Так и колесили мать с сыном по дорогам войны следом за наступающими войсками Красной Армии. Только в 1946 году Евдокия Ефимовна вернулась в депо Хилок и продолжила работать электросварщиком.