Начиная аж с далекого (или и не такого уж и далекого, это кому как) 2014 года по современной России прокатилась целая волна судебных процессов. Недовольные граждане требовали у судов различных уровней обязать выдать им военный билет. А ведь не так давно, до 2014 года, такой проблемы просто не существовало: если юноше исполнялось 27 лет, он совершенно спокойно следовал в военкомат и забирал свой военный билет независимо от того, служил он или нет и по каким причинам.

Точку в такой веселой и расслабленной жизни поставила государственная дума: поддавшись напору высших лиц министерства обороны, ставящих во главу угла непримиримую и беспощадную борьбу с уклонением от призыва, депутаты приняли поправки в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», которые буквально исключили возможность получения обычного военного билета для тех ребят, которые избежали военной службы по призыву и не пользовались отсрочкой.
А чтобы гражданам было интересно получать именно военный билет, чтобы разница между военным билетом и другим документов хоть как-то ощущалась, для уклонистов ввели запрет на занятие должностей государственной гражданской и муниципальной службы (сначала запрет был бессрочным, а потом его уменьшили – ограничив 10 годами: примерно на столько же педофилам запрещают работать с детьми).
Граждане, не согласные с таким поворотом, ринулись в суд. Но, понятное дело, в подавляющем большинстве были посланы, пока уважаемый парламент Чеченской республики не направил запрос в Конституционный Суд в попытке спасти чеченских уклонистов – ведь ребят из этой республики почти на протяжении 20-ти лет просто не призывали на службу. И, Конституционный Суд, взял, да и принял уклончиво размытое решение (почитайте любое постановление этого органа и вы поймете, о чем я), которое, однако, камня на камне не оставило от инициативы светлых умов о выдаче справок 100% граждан, не проходивших военную службу по призыву и не пользовавшихся отсрочкой.
Теперь закостенелое понятие «закон что дышло» нашло свое новое воплощение в тексте официального государственного документа и, буквально позволяет опытным юристам отменить любое заключение призывной комиссии о признании того или иного гражданина уклонистом.
Итак, резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что для того, чтобы получить военный билет после 27 лет вместо справки уклониста вам следует немного поколдовать. Для получения такого документа всего-то нужно: взять справку уклониста или заключение призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, добавить материалы личного дела призывника по вкусу, приправить опытным юристом (лучше – адвокатом с положительной практикой по таким вопросам) и все это выпустить в здание районного суда по месту жительства призывника или по месту нахождения призывной комиссии (кому как нравится). Тщательно перемешать в течение 3-х месяцев (не переборщите, иначе пропустите срок для обращения в суд) и, ува-ля, военный билет у вас на руках. Не забудьте собрать аппетитные пенки с колдовского зелья – взыщите представительские расходы с военного комиссариата!
Верховный Суд Российской Федерации, к слову сказать, занял радикальную позицию в пользу ребят: оказывается, вопреки мнению представителей военкомата, нельзя требовать чтобы гражданин самостоятельно являлся в военкомат, а нужно вызывать его туда с помощью повестки (не все в военкомате, удивительно, об этом знают). А если вы не вызывали гражданина повесткой, то есть не исполняли напрямую возложенные законом обязанности, то, будьте добры, выдайте военный билет, а не справку уклониста! Так постановил Верховный Суд и такие выводы попали в обзор судебной практики и используются районными судами до сих пор.