Россия создает кластер для высокоскоростного движения

В июле на заводе «Уральские локомотивы» был подписан рубежный для отечественного транспорта документ – меморандум между компаниями «Siemens» и «Синара» о выпуске на Урале вагонов для высокоскоростного поезда «Сапсан».

Кроме того, по словам генерального директора «Синара – Транспортные машины» Евгения Гриценко, в новой модели «Ласточки», уральским машиностроителям удалось довести уровень локализации до 65%, с перспективой довести его до 80% к 2018 году

Урал покоряет скорость

В настоящее время ОАО «РЖД» эксплуатирует 16 десятивагонных составов поезда «Сапсан», который представляет собой адаптированную для РФ модификацию модели «Siemens» Velaro, получившую наименование Velaro Rus. Для эксплуатации на РЖД было изготовлено 12 составов односистемного поезда, работающего от сети постоянного тока, получившего шифр ЭВС1 и 4 состава, двойного питания – ЭВС2. Все они были собраны в Германии и доставлены для эксплуатации на РЖД. В связи с готовностью компании увеличить количество курсирования поездов между двумя столицами по принципу тактового движения, еще в ноябре 2012 года ОАО «РЖД» и «Siemens» подписали договор на производство восьми дополнительных «Сапсанов». В настоящее время в моторвагонном депо Санкт-Петербург Московский начато строительство дополнительного цеха для их обслуживания. В то же время, в силу изменившейся экономической обстановки и вступления в силу режима санкций со стороны ЕС в отношении РФ, было принято решение о начале производства вагонов «Сапсана» на мощностях «Уральских локомотивов».

Кроме этого, группа «Синара» по заказу ОАО «РЖД» начала производство новой модификации электропоезда ЭС2Г «Ласточка-Премиум», которая отличается от уже выпускаемой заводом модели «Стандарт». Несмотря на то, что формально этот поезд, созданный на платформе модели «Siemens Desiro», не относится к высокоскоростному подвижному составу, его конструкция максимально приближена к технологиям поездов для ВСМ, что выражается в частности в изготовлении кузовов из алюминиевого профиля, современной модели тележки и тягового привода. Кроме того, по словам генерального директора «Синара – Транспортные машины» Евгения Гриценко, отметил, что в новой модели «Ласточки», уральским машиностроителям удалось довести уровень локализации до 65%, с перспективой довести его до 80% к 2018 году.

Заказ на электропоезда «Ласточка» рассчитан до 2020 года и составляет 1200 вагонов или 240 составов электропоездов на общую сумму более €2 млрд. Кроме этого, компании заключили договор на техническое обслуживание поездов в течение 40 лет на сумму €500 млн. В 2015 году РЖД должны получить от машиностроителей 23 состава. Успехи «Синары» позволяют руководителям компании говорить о почти полной готовности к производству поездов, предназначенных для движения со скоростями свыше 300 км/ч.

Россия готова. Но не полностью

Транспортная стратегия РФ до 2030 года предусматривает не только ВСМ Москва – Казань, длиной 770 км, но и строительство 4,2 тыс км железнодорожных линий, предназначенных для скоростей движения более 200 кмчас и модернизировано 7 тыс. км линий под скорость 160-200 км/ч.

При этом первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин утверждает, что России не полностью готова к появлению собственной сети ВСМ. По его словам, выполнению стоящих перед железнодорожниками задач сегодня препятствуют проблемы двоякого характера: технические и законодательные. Для строительства и функционирования ВСМ необходимо внести изменения в десятки федеральных законов и подзаконных актов, а также разработать новые технические регламенты для задействованных в проекте технических обустройств. Но главное – для современных железных дорог требуется промышленная база в машиностроении и десятках смежных областей.

По подсчетам специалистов АО «Скоростные магистрали», наша экономика может обеспечить строительство ВСМ приблизительно на 80%. Сегодня мы не можем выпускать контактную сеть для скоростей движения свыше 300 км/ч, скоростной стрелочный перевод или тяговые приводы для высокоскоростных поездов. При этом начало строительства ВСМ даст такой мультипликативный эффект для страны, что способно даже «перезагрузить» отечественную экономику.

Нужны технологии и деньги

По мнению Минтранса и РЖД, которое озвучил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, при строительстве ВСМ не может идти речи о простом импорте оборудования. «Мы с коллегами проговорили: технологии и оборудование должны быть локализованы в России. Мы не импортируем оборудование и подвижной состав, а обеспечиваем их производство в России», — сказал он на выставке ИННОТРАНС 2015 в Екатеринбурге.

Теоретически в России тоже существуют конкурирующие друг с другом отечественные консорциумы, созданные при участии лидеров мирового рынка. Кроме упоминавшейся группы «Синара», речь идет о АО «Трансмашхолдинг», блокирующий пакет акций которого принадлежит французской Alstom. В ТМХ говорят, что готовы сделать многое. Но нуждаются в приобретении технологий и финансовой поддержке. Их партнеры из Alstom готовы перенести в Россию производство своих последних достижений, как заявил старший вице-президент Alstom Transport по России и СНГ Мартин Вожур: «Мы готовы принести в Россию все наши инновационные разработки, причём не только в сфере создания подвижного состава, в строительстве ВСМ, но и в области инфраструктурных решений, систем сигнализации и связи».

О своей готовности заявляют и китайцы, подкрепляя ее договорами о кредитах. Специалисты из машиностроительной корпорации CNR уже знакомились с возможностями российских заводов адаптировать китайские технологии. Выбор способов реализации проекта и поиск партнеров остается за российской стороной. И, пожалуй, это самый ответственный момент в деле появления в стране собственных ВСМ.

Алексей Лебедев

Россия создает кластер для высокоскоростного движения

В июле на заводе «Уральские локомотивы» был подписан рубежный для отечественного транспорта документ – меморандум между компаниями «Siemens» и «Синара» о выпуске на Урале вагонов для высокоскоростного поезда «Сапсан».

Кроме того, по словам генерального директора «Синара – Транспортные машины» Евгения Гриценко, в новой модели «Ласточки», уральским машиностроителям удалось довести уровень локализации до 65%, с перспективой довести его до 80% к 2018 году

Урал покоряет скорость

В настоящее время ОАО «РЖД» эксплуатирует 16 десятивагонных составов поезда «Сапсан», который представляет собой адаптированную для РФ модификацию модели «Siemens» Velaro, получившую наименование Velaro Rus. Для эксплуатации на РЖД было изготовлено 12 составов односистемного поезда, работающего от сети постоянного тока, получившего шифр ЭВС1 и 4 состава, двойного питания – ЭВС2. Все они были собраны в Германии и доставлены для эксплуатации на РЖД. В связи с готовностью компании увеличить количество курсирования поездов между двумя столицами по принципу тактового движения, еще в ноябре 2012 года ОАО «РЖД» и «Siemens» подписали договор на производство восьми дополнительных «Сапсанов». В настоящее время в моторвагонном депо Санкт-Петербург Московский начато строительство дополнительного цеха для их обслуживания. В то же время, в силу изменившейся экономической обстановки и вступления в силу режима санкций со стороны ЕС в отношении РФ, было принято решение о начале производства вагонов «Сапсана» на мощностях «Уральских локомотивов».

Кроме этого, группа «Синара» по заказу ОАО «РЖД» начала производство новой модификации электропоезда ЭС2Г «Ласточка-Премиум», которая отличается от уже выпускаемой заводом модели «Стандарт». Несмотря на то, что формально этот поезд, созданный на платформе модели «Siemens Desiro», не относится к высокоскоростному подвижному составу, его конструкция максимально приближена к технологиям поездов для ВСМ, что выражается в частности в изготовлении кузовов из алюминиевого профиля, современной модели тележки и тягового привода. Кроме того, по словам генерального директора «Синара – Транспортные машины» Евгения Гриценко, отметил, что в новой модели «Ласточки», уральским машиностроителям удалось довести уровень локализации до 65%, с перспективой довести его до 80% к 2018 году.

Заказ на электропоезда «Ласточка» рассчитан до 2020 года и составляет 1200 вагонов или 240 составов электропоездов на общую сумму более €2 млрд. Кроме этого, компании заключили договор на техническое обслуживание поездов в течение 40 лет на сумму €500 млн. В 2015 году РЖД должны получить от машиностроителей 23 состава. Успехи «Синары» позволяют руководителям компании говорить о почти полной готовности к производству поездов, предназначенных для движения со скоростями свыше 300 км/ч.

Россия готова. Но не полностью

Транспортная стратегия РФ до 2030 года предусматривает не только ВСМ Москва – Казань, длиной 770 км, но и строительство 4,2 тыс км железнодорожных линий, предназначенных для скоростей движения более 200 кмчас и модернизировано 7 тыс. км линий под скорость 160-200 км/ч.

При этом первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин утверждает, что России не полностью готова к появлению собственной сети ВСМ. По его словам, выполнению стоящих перед железнодорожниками задач сегодня препятствуют проблемы двоякого характера: технические и законодательные. Для строительства и функционирования ВСМ необходимо внести изменения в десятки федеральных законов и подзаконных актов, а также разработать новые технические регламенты для задействованных в проекте технических обустройств. Но главное – для современных железных дорог требуется промышленная база в машиностроении и десятках смежных областей.

По подсчетам специалистов АО «Скоростные магистрали», наша экономика может обеспечить строительство ВСМ приблизительно на 80%. Сегодня мы не можем выпускать контактную сеть для скоростей движения свыше 300 км/ч, скоростной стрелочный перевод или тяговые приводы для высокоскоростных поездов. При этом начало строительства ВСМ даст такой мультипликативный эффект для страны, что способно даже «перезагрузить» отечественную экономику.

Нужны технологии и деньги

По мнению Минтранса и РЖД, которое озвучил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, при строительстве ВСМ не может идти речи о простом импорте оборудования. «Мы с коллегами проговорили: технологии и оборудование должны быть локализованы в России. Мы не импортируем оборудование и подвижной состав, а обеспечиваем их производство в России», — сказал он на выставке ИННОТРАНС 2015 в Екатеринбурге.

Теоретически в России тоже существуют конкурирующие друг с другом отечественные консорциумы, созданные при участии лидеров мирового рынка. Кроме упоминавшейся группы «Синара», речь идет о АО «Трансмашхолдинг», блокирующий пакет акций которого принадлежит французской Alstom. В ТМХ говорят, что готовы сделать многое. Но нуждаются в приобретении технологий и финансовой поддержке. Их партнеры из Alstom готовы перенести в Россию производство своих последних достижений, как заявил старший вице-президент Alstom Transport по России и СНГ Мартин Вожур: «Мы готовы принести в Россию все наши инновационные разработки, причём не только в сфере создания подвижного состава, в строительстве ВСМ, но и в области инфраструктурных решений, систем сигнализации и связи».

О своей готовности заявляют и китайцы, подкрепляя ее договорами о кредитах. Специалисты из машиностроительной корпорации CNR уже знакомились с возможностями российских заводов адаптировать китайские технологии. Выбор способов реализации проекта и поиск партнеров остается за российской стороной. И, пожалуй, это самый ответственный момент в деле появления в стране собственных ВСМ.

Алексей Лебедев