Специализированные вагоны помогут разогреть рынок
Специализированные вагоны помогут разогреть рынок
Работающий на сети РЖД парк специализированного подвижного состава, по оценкам ИПЕМ, составляет 441,5 тыс. вагонов. В ближашие 5 лет собственникам придется обновить до 32,3% этого парка, что поставит их перед необходимостью приобретения нового в количестве 100–140 тыс. ед. За выпуск этих вагонов, которые смогут спасти отечественный рынок вагоностроения, заводы уже начали серьезную конкурентую борьбу.
Профицит есть, но небольшой
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что профицит на рынке специализированного подвижного состава хотя и присутствует, но в таких объемах, как и у универсального парка, и не для всех моделей. С другой стороны, спрос на специальные вагоны хоть и не слишком велик, но все-таки превышает потребности в полувагонах. Из 441,5 тыс. специализированных вагонов около 92,6 тыс. ед. находятся за пределами срока службы, а в ближайшие 5 лет срок службы подойдет к концу еще у 49,9 тыс. ед., сообщил РЖД-Партнеру ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов.
«В связи с этим вагоностроители прогнозируют в ближайшие годы рост спроса на специализированные вагоны: цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов, крытые вагоны, вагоны-платформы и др., – рассказал он. – В приоритете окажутся те производители, у которых в номенклатуре продукции присутствуют данные вагоны, так как переориентация на производство с одного рода вагона на другой, тем более специализированный, можно приравнять к организации производства с соответствующими инвестициями, которых у многих производителей в текущей ситуации попросту нет».
Именно график и обстоятельства списания вагонов будут определять ассортимент и количество выпускаемых вагонов, уверен директор по развитию ООО «Логистика 1520» Евгений Лимаренко.
Из всех традиционных производителей грузовых вагонов, по данным ИПЕМ, только АО «ТВСЗ» инвестировало живые деньги в организацию производства новых типов вагонов на своей площадке в Тихвине. Новые цеха для производства на их мощностях вагонов-цистерн для перевозки химических продуктов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтеналивных грузов объемом до 3 тыс. ед. в год составят 3 млрд руб.
Остальные производители осваивают новые модели на существующих производственных мощностях.
Государство нам поможет
Исполнительный директор НП «ОВС» Василий Варенов согласен с тем, что интерес к новым моделям у грузовладельцев есть, но для производителей все упирается в необходимость инвестиций в их создание, испытания и сертификацию. И тут сдерживающим фактором остается предел рентабельности производства. Специализированные вагоны имеют узкий спрос, в то время как затраты на разработку новых моделей и обычного подвижного состава сопоставимы. «ОВС сегодня предлагает государству прислушаться к предложениям машиностроителей по совместному финансированию разработок новой техники, – поделился позицией партнерства В. Варенов. – Мы предлагаем совместное финансирование таких проектов, при котором часть средств предоставляется производителем, часть – заказчиком, а часть – государством».
По мнению заместителя директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, сами вагоностроители должны помочь государству определиться с тем, чего оно хочет от промышленности. «Сегодня вагоностроение развивается по нескольким перспективным направлениям, – отметил С. Золотарев. – Это развитие тяжеловесного движения, скоростного грузового и пассажирского движения, использование композитных и современных материалов для производства вагонов, создание нового рефрижераторного парка, а также вагонов, предназначенных для повышения эффективности перевозок (с увеличенным объемом). Из этих направлений государство поддерживает только создание вагонов для тяжеловесного движения с повышенными осевыми нагрузками, остальные вагоностроителям предложено развивать за свой счет».
При этом С. Золотарев считает, что программа, направленная на поддержку создания специализированного подвижного состава новых поколений, нужна. Причем она может существовать как в форме финансовой поддержки НИОКР, так и в виде стимулирования покупки таких вагонов. При этом речь идет о весьма скромных средствах. На примере «Алтайвагона» С. Золотарев подсчитал, что это составит около 220 млн руб.: «Мы можем выпускать 22 типа подвижного состава, для постановки каждого на производство нужно примерно 10 млн руб. Зато каждый покупатель может прийти на завод и купить именно ту модель, какую надо».
По мнению Г. Зобова, задержать сроки появления на сети новых моделей вагонов может и процедура сертификации по новым требованиям технического регламента Таможенного союза, которая достаточно тяжеловесна.
С кем дружить будем?
Количество и качество переговоров с потенциальными покупателями своих вагонов афишируют далеко не все производители. Например, «Уралвагонзавод», который большую часть произведенного парка продает структурам своего холдинга, предпочитает не раскрывать подробности контрактов.
«Алтайвагон» хоть и отмечает большой интерес у потенциальных потребителей к своей новой продукции, но также не раскрывает конкретных контрактов на поставку специализированного парка. При этом согласно перспективному плану развития предприятия до 2018 года сибиряки планируют довести продажи до 5,9 тыс. ед., среди которых около 30% составят вагоны новых серий.
Активно освещают свою политику по привлечению потенциальных покупателей ОВК и «РМ Рейл». ОВК отчиталась о заключении соглашений о сотрудничестве с «Трансойлом», «Газпромтрансом», «Транснефтехимом», которые проявили интерес к цистернам для химических грузов и СУГ. «РМ Рейл» также заключил в июне 2015 года соглашения о стратегическом партнерстве с «Трансойлом» и меморандум о сотрудничестве с «ЕвроХимом». «Трансойл» выразил готовность к покупке 2–3 тыс. цистерн из алюминиевого сплава. В свою очередь, «ЕвроХим» планирует совместно с мордовскими вагоностроителями проработать перспективы поставок танк-контейнеров для транспортировки химических грузов, а также вагонов-хопперов с кузовом из алюминиевых сплавов для перевозки минеральных удобрений. Решения о сроках и объемах поставок будут приняты уже в 2016 году.
Алексей Лебедев
Специализированные вагоны помогут разогреть рынок
Работающий на сети РЖД парк специализированного подвижного состава, по оценкам ИПЕМ, составляет 441,5 тыс. вагонов. В ближашие 5 лет собственникам придется обновить до 32,3% этого парка, что поставит их перед необходимостью приобретения нового в количестве 100–140 тыс. ед. За выпуск этих вагонов, которые смогут спасти отечественный рынок вагоностроения, заводы уже начали серьезную конкурентую борьбу.
Профицит есть, но небольшой
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что профицит на рынке специализированного подвижного состава хотя и присутствует, но в таких объемах, как и у универсального парка, и не для всех моделей. С другой стороны, спрос на специальные вагоны хоть и не слишком велик, но все-таки превышает потребности в полувагонах. Из 441,5 тыс. специализированных вагонов около 92,6 тыс. ед. находятся за пределами срока службы, а в ближайшие 5 лет срок службы подойдет к концу еще у 49,9 тыс. ед., сообщил РЖД-Партнеру ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов.
«В связи с этим вагоностроители прогнозируют в ближайшие годы рост спроса на специализированные вагоны: цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов, крытые вагоны, вагоны-платформы и др., – рассказал он. – В приоритете окажутся те производители, у которых в номенклатуре продукции присутствуют данные вагоны, так как переориентация на производство с одного рода вагона на другой, тем более специализированный, можно приравнять к организации производства с соответствующими инвестициями, которых у многих производителей в текущей ситуации попросту нет».
Именно график и обстоятельства списания вагонов будут определять ассортимент и количество выпускаемых вагонов, уверен директор по развитию ООО «Логистика 1520» Евгений Лимаренко.
Из всех традиционных производителей грузовых вагонов, по данным ИПЕМ, только АО «ТВСЗ» инвестировало живые деньги в организацию производства новых типов вагонов на своей площадке в Тихвине. Новые цеха для производства на их мощностях вагонов-цистерн для перевозки химических продуктов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтеналивных грузов объемом до 3 тыс. ед. в год составят 3 млрд руб.
Остальные производители осваивают новые модели на существующих производственных мощностях.
Государство нам поможет
Исполнительный директор НП «ОВС» Василий Варенов согласен с тем, что интерес к новым моделям у грузовладельцев есть, но для производителей все упирается в необходимость инвестиций в их создание, испытания и сертификацию. И тут сдерживающим фактором остается предел рентабельности производства. Специализированные вагоны имеют узкий спрос, в то время как затраты на разработку новых моделей и обычного подвижного состава сопоставимы. «ОВС сегодня предлагает государству прислушаться к предложениям машиностроителей по совместному финансированию разработок новой техники, – поделился позицией партнерства В. Варенов. – Мы предлагаем совместное финансирование таких проектов, при котором часть средств предоставляется производителем, часть – заказчиком, а часть – государством».
По мнению заместителя директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, сами вагоностроители должны помочь государству определиться с тем, чего оно хочет от промышленности. «Сегодня вагоностроение развивается по нескольким перспективным направлениям, – отметил С. Золотарев. – Это развитие тяжеловесного движения, скоростного грузового и пассажирского движения, использование композитных и современных материалов для производства вагонов, создание нового рефрижераторного парка, а также вагонов, предназначенных для повышения эффективности перевозок (с увеличенным объемом). Из этих направлений государство поддерживает только создание вагонов для тяжеловесного движения с повышенными осевыми нагрузками, остальные вагоностроителям предложено развивать за свой счет».
При этом С. Золотарев считает, что программа, направленная на поддержку создания специализированного подвижного состава новых поколений, нужна. Причем она может существовать как в форме финансовой поддержки НИОКР, так и в виде стимулирования покупки таких вагонов. При этом речь идет о весьма скромных средствах. На примере «Алтайвагона» С. Золотарев подсчитал, что это составит около 220 млн руб.: «Мы можем выпускать 22 типа подвижного состава, для постановки каждого на производство нужно примерно 10 млн руб. Зато каждый покупатель может прийти на завод и купить именно ту модель, какую надо».
По мнению Г. Зобова, задержать сроки появления на сети новых моделей вагонов может и процедура сертификации по новым требованиям технического регламента Таможенного союза, которая достаточно тяжеловесна.
С кем дружить будем?
Количество и качество переговоров с потенциальными покупателями своих вагонов афишируют далеко не все производители. Например, «Уралвагонзавод», который большую часть произведенного парка продает структурам своего холдинга, предпочитает не раскрывать подробности контрактов.
«Алтайвагон» хоть и отмечает большой интерес у потенциальных потребителей к своей новой продукции, но также не раскрывает конкретных контрактов на поставку специализированного парка. При этом согласно перспективному плану развития предприятия до 2018 года сибиряки планируют довести продажи до 5,9 тыс. ед., среди которых около 30% составят вагоны новых серий.
Активно освещают свою политику по привлечению потенциальных покупателей ОВК и «РМ Рейл». ОВК отчиталась о заключении соглашений о сотрудничестве с «Трансойлом», «Газпромтрансом», «Транснефтехимом», которые проявили интерес к цистернам для химических грузов и СУГ. «РМ Рейл» также заключил в июне 2015 года соглашения о стратегическом партнерстве с «Трансойлом» и меморандум о сотрудничестве с «ЕвроХимом». «Трансойл» выразил готовность к покупке 2–3 тыс. цистерн из алюминиевого сплава. В свою очередь, «ЕвроХим» планирует совместно с мордовскими вагоностроителями проработать перспективы поставок танк-контейнеров для транспортировки химических грузов, а также вагонов-хопперов с кузовом из алюминиевых сплавов для перевозки минеральных удобрений. Решения о сроках и объемах поставок будут приняты уже в 2016 году.
Алексей Лебедев
Добавить комментарий