Рельсы — это стальные профилированные прокатные изделия в виде полос. (цены на рельсы)

Рельсы предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

Рельсы — это элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В России рельсы производят Кузнецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты. Рельсы имеют заводские знаки.

Рельсы железнодорожные

Последний ГОСТ Р 51685-2000 на рельсы железнодорожные предусматривает четыре видарельсов Р50, Р65, Р65К (для кривых) и Р75 , по категориям качества предусматриваются рельсы:

  1. В — термоупрочненные высшего качества;
  2. Т1 и Т2 — термоупрочненные;
  3. Н — нетермоупрочненные.

В новом ГОСТе введен специальный рельс Р65К для укладки в наружные рельсовые нити кривых участков пути. Основное их отличие заключается в очертаниях головки. Боковые грани ее в верхней части имеют уклон 3,5:10, что уменьшает интенсивность бокового износа рельсов.

К рельсам предъявляется ряд требований:

  1. должна быть обеспечена прямолинейность в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  2. установлены допуски в размерах поперечного профиля;
  3. определен химический состав и твердость рельсовой стали;
  4. оговорены недопускаемые дефекты металлургического производства и неметаллические строчечные включения и др.
  5. Готовые рельсы на заводе подлежат приемке, сплошному дефектоскопированию и клеймению.

    Рельс Р50 ГОСТ51685-2000  Рельс Р65 ГОСТ51685-2000

Рельсы старогодные

Правильное название рельс б/у — старогодные рельсы , — это рельсы повторно используемые для укладки в путь. Они должны отвечать требованиям:

  1. Указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России;
  2. Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути;
  3. Технических указаний по перекладке рельсовых плетей бесстыкового пути, сваренных из термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 ;
  4. Технических указаний по шлифованию рельсов ;
  5. Нормативных требований для проведения шлифовки рельсов в системе ведения рельсового хозяйства железных дорог РФ.
  6. Основным критерием отнесения рельсов к той или иной группе годности является нормативная наработка тоннажа Тн, которая для рельсов типа Р65 в среднем составляет 500 млн. т. брутто.

Рельсы трамвайные

На трамвайных путях применяются стандартные рельсы магистральных железных дорог типа Р50 и специальные желобчатые рельсы типа ТВ-60

Стандартные рельсы применяются на незамощенных путях, они дешевле желобчатых. При укладке рельс в замощенные пути требуется специальная конструкция, позволяющая создать желоба около рабочих граней рельсов для гребней колесных пар.

Трамвайные рельсы для образования желоба имеют губу, они несимметричные, сложной формы, поэтому более дорогостоящие. Такие рельсы изготавливаются для укладки в прямых и в кривых. Последние имеют увеличенную ширину губы.

Бесшеечные рельсы низкого профиля позволяют значительно уменьшить строительную высоту верхнего строния пути, что важно, например для конструкций пути на мостах. Этот тип рельса не получил широкого распространения.

Трамвайные рельсы , как правило, свариваются в непрерывные рельсовые нити. Сварка производится электроконтатным, электродуговым (ванным), термитным и газовым способами.
Допускается в гоpизонтальной плоскости pавномеpная кpивизна со стpелой пpогиба, не пpевышающей 1/2200 его длины, в веpтикальной плоскости со стpелой пpогиба, не пpевышающей 1/1000 его длины, в стоpону подошвы. Кpивизна концов не пpевышает 0,5 мм. Тоpцы pельсов отфpезеpованы. Непеpпендикуляpность тоpцов не пpевышает 2 мм.
Рельсы поставляются с двумя болтовыми отвеpстиями и без них длиной 12,5 м. Пpедельные отклонения по длине ±10 мм.
Твеpдость pельсов не менее 260 НВ.
Вpеменное сопpотивление не менее 840 МПа.
Технология изготовления pельсов гаpантиpует отсутствие в них флокенов.