ИПЕМ: У рынка промышленных локомотивов – значительный потенциал

Потенциальный объем рынка маневровых локомотивов оценивается в несколько тысяч единиц до 2020 года, что является существенным для российских производителей, полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов. Однако на практике заводы получают заказы на такую технику в гораздо меньших объемах.

Почему? Ответ на этот вопрос, по его словам, можно сформулировать так: «Для примера возьмем итоги 5 месяцев 2015 года: средняя стоимость маневрового тепловоза за этот период составила 36 млн руб. при установленном сроке службы в 32 года. Много это или мало – зависит от объемов финансовой выручки предприятия, а она у всех разная», – сказал Г.Зобов.

На уровне ассоциированных организаций («Промжелдортранс», НП «Союз участников железнодорожного рынка», отраслевые объединения предприятий) системное видение технических требований и нормативных подходов к локомотивам новых серий не сформировано. Если же рассматривать в частности по потребностям предприятий, то они диаметрально разные в зависимости от рода деятельности, масштабности производства.

«В частности, на заводе с небольшим объемом вывозных работ определяющими факторами является невысокая стоимость и экономия эксплуатационных расходов локомотива, а для крупных компаний важны модульная компоновка оборудования, кабина управления с круговым обзором, возможность прохождения кривых малого радиуса, характеристики дизеля», – сообщил Г. Зобов.

По его мнению, главными причинами, тормозящими массовое обновление парка ППЖТ являются: во-первых, возможность продлить срок службы тепловоза без существенных капитальных затрат. Во-вторых, неопределенность нормативной базы в области продления сроков службы промышленных тепловозов. В-третьих, ориентация производителей на стабильный заказ со стороны ОАО «РЖД», которое вынуждено достаточно интенсивно обновлять свой парк. Поэтому неудивительно, что большинство выпускаемых локомотивов спроектированы именно с учетом нужд ОАО «РЖД».

Таким образом, с одной стороны, учитывая невысокие скорости движения на путях необщего пользования, промышленные предприятия могут поддерживать безопасную эксплуатацию маневровых локомотивов путем проведения ремонтов и модернизаций на несколько раз превышая срок службы локомотива

«В таком случае, если не появится ограничений в сфере технического регулирования, локомотивостроители могут не получить весомых заказов от промышленных предприятий», – делает вывод эксперт.

Александр Солнцев

ИПЕМ: У рынка промышленных локомотивов – значительный потенциал

Потенциальный объем рынка маневровых локомотивов оценивается в несколько тысяч единиц до 2020 года, что является существенным для российских производителей, полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследования транспортного машиностроения ИПЕМ Георгий Зобов. Однако на практике заводы получают заказы на такую технику в гораздо меньших объемах.

Почему? Ответ на этот вопрос, по его словам, можно сформулировать так: «Для примера возьмем итоги 5 месяцев 2015 года: средняя стоимость маневрового тепловоза за этот период составила 36 млн руб. при установленном сроке службы в 32 года. Много это или мало – зависит от объемов финансовой выручки предприятия, а она у всех разная», – сказал Г.Зобов.

На уровне ассоциированных организаций («Промжелдортранс», НП «Союз участников железнодорожного рынка», отраслевые объединения предприятий) системное видение технических требований и нормативных подходов к локомотивам новых серий не сформировано. Если же рассматривать в частности по потребностям предприятий, то они диаметрально разные в зависимости от рода деятельности, масштабности производства.

«В частности, на заводе с небольшим объемом вывозных работ определяющими факторами является невысокая стоимость и экономия эксплуатационных расходов локомотива, а для крупных компаний важны модульная компоновка оборудования, кабина управления с круговым обзором, возможность прохождения кривых малого радиуса, характеристики дизеля», – сообщил Г. Зобов.

По его мнению, главными причинами, тормозящими массовое обновление парка ППЖТ являются: во-первых, возможность продлить срок службы тепловоза без существенных капитальных затрат. Во-вторых, неопределенность нормативной базы в области продления сроков службы промышленных тепловозов. В-третьих, ориентация производителей на стабильный заказ со стороны ОАО «РЖД», которое вынуждено достаточно интенсивно обновлять свой парк. Поэтому неудивительно, что большинство выпускаемых локомотивов спроектированы именно с учетом нужд ОАО «РЖД».

Таким образом, с одной стороны, учитывая невысокие скорости движения на путях необщего пользования, промышленные предприятия могут поддерживать безопасную эксплуатацию маневровых локомотивов путем проведения ремонтов и модернизаций на несколько раз превышая срок службы локомотива

«В таком случае, если не появится ограничений в сфере технического регулирования, локомотивостроители могут не получить весомых заказов от промышленных предприятий», – делает вывод эксперт.

Александр Солнцев