Новые компетенции для высоких скоростей

Создание ВСМ в России ставит перед специалистами отрасли целый ряд амбициозных задач. В этой связи участники I Конгресса Союза строителей железных дорог (ССЖД) в итоговом решении съезда подчеркивают необходимость формирования новых инститyтов для совершенствования системы развития отрасли, модернизации промышленности, подготовки кадрового состава нового поколения, а также определения новых стандартов профессионального и дополнительного образования, совершенствования нормативной базы. 


Как считает президент ССЖД Геннадий Талашкин, сегодня отрасль транспортного строительства стоит перед серьезными вызовами: использовать старые технологии или внедрять новые, довольствоваться специалистами, которых выпускают вузы, или помогать профессиональному образованию перейти на новый уровень, работать с кем придется или защищать рынок от нечистоплотных компаний, экспортировать технологии или самим задавать мировые стандарты.


Для реализации проектов ВСМ, уверен управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Илья Пономарев, необходимо обеспечить принятие оптимальных технических проектных решений при производстве проектно-изыскательских работ на участке ВСМ Москва – Казань, обеспечивающих безопасность и качество. По его словам, особую значимость реализация проекта ВСМ Москва – Казань приобретает в текущих экономических условиях, когда становится актуальным переход к несырьевым моделям развития, основанным в первую очередь на развитии собственных территорий. Повышению эффективности строительного комплекса железных дорог будет способствовать объединение усилий ОАО «РЖД» и организаций строительного комплекса по таким ключевым направлениям, как планирование объемов строительно-монтажных работ и прогнозирование загрузки производственных мощностей строительных организаций, в том числе при строительстве ВСМ.

Это позволит организациям планомерно и последовательно заниматься вопросами развития техники и технологий, внедрением инноваций, повышением уровня квалификации работников, накоплением компетенций и модернизацией строительного производства. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в целях снижения рисков и издержек при строительстве предстоит наладить четкое взаимодействие участников инвестиционного процесса заказчика, проектировщиков, органов экспертизы, эксплуатирующих организаций, генеральных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков строительных материалов и оборудования.

Для эффективной реализации крупнейших инфраструктурных проектов, в первую очередь ВСМ, считают участники форума, требуется выстроить системы эффективного ценообразования, стимулирующего внедрение в строительное производство новых технологий с учетом реальной стоимости затрат строительных организаций и прибыли, необходимой для развития.

Как отмечают специалисты сферы транспортного строительства, разработке передовых комплексных решений, их тиражированию и совершенствованию также будет способствовать создание каталога типовых решений, который включит в себя не только проектные решения, но и технологические наработки, рекомендации и другие данные, позволяющие снизить сроки и стоимость строительства. Наряду с этим необходим единый стандарт цифрового документооборота, единых применяемых форматов электронных документов, в том числе проектно-сметной документации, графиков, проектов производства работ, защиты информации.

Работа по некоторым из этих направлений уже ведется, в том числе совместно с ассоциацией «Национальное объединение строителей». Как рассказал начальник отдела дополнительного профессионального образования и аттестации НОСТРОЯ Владислав Кришталь, она затрагивает вопросы совершенствования реестра строительных организаций, ценообразования строительных работ и подготовки кадров. «В настоящий момент создано два центра оценки квалификаций – в Санкт-Петербурге и Самаре, которые уже начали работу, – отметил В. Кришталь. – Строительная отрасль должна в существенной степени формировать требования к специалисту. С этой задачей можно справиться путем участия профессионального сообщества в разработке и внедрении профстандартов, в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и в независимой оценке квалификаций».

Оксана Перепелица

Новые компетенции для высоких скоростей

Создание ВСМ в России ставит перед специалистами отрасли целый ряд амбициозных задач. В этой связи участники I Конгресса Союза строителей железных дорог (ССЖД) в итоговом решении съезда подчеркивают необходимость формирования новых инститyтов для совершенствования системы развития отрасли, модернизации промышленности, подготовки кадрового состава нового поколения, а также определения новых стандартов профессионального и дополнительного образования, совершенствования нормативной базы. 


Как считает президент ССЖД Геннадий Талашкин, сегодня отрасль транспортного строительства стоит перед серьезными вызовами: использовать старые технологии или внедрять новые, довольствоваться специалистами, которых выпускают вузы, или помогать профессиональному образованию перейти на новый уровень, работать с кем придется или защищать рынок от нечистоплотных компаний, экспортировать технологии или самим задавать мировые стандарты.


Для реализации проектов ВСМ, уверен управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Илья Пономарев, необходимо обеспечить принятие оптимальных технических проектных решений при производстве проектно-изыскательских работ на участке ВСМ Москва – Казань, обеспечивающих безопасность и качество. По его словам, особую значимость реализация проекта ВСМ Москва – Казань приобретает в текущих экономических условиях, когда становится актуальным переход к несырьевым моделям развития, основанным в первую очередь на развитии собственных территорий. Повышению эффективности строительного комплекса железных дорог будет способствовать объединение усилий ОАО «РЖД» и организаций строительного комплекса по таким ключевым направлениям, как планирование объемов строительно-монтажных работ и прогнозирование загрузки производственных мощностей строительных организаций, в том числе при строительстве ВСМ.

Это позволит организациям планомерно и последовательно заниматься вопросами развития техники и технологий, внедрением инноваций, повышением уровня квалификации работников, накоплением компетенций и модернизацией строительного производства. В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в целях снижения рисков и издержек при строительстве предстоит наладить четкое взаимодействие участников инвестиционного процесса заказчика, проектировщиков, органов экспертизы, эксплуатирующих организаций, генеральных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков строительных материалов и оборудования.

Для эффективной реализации крупнейших инфраструктурных проектов, в первую очередь ВСМ, считают участники форума, требуется выстроить системы эффективного ценообразования, стимулирующего внедрение в строительное производство новых технологий с учетом реальной стоимости затрат строительных организаций и прибыли, необходимой для развития.

Как отмечают специалисты сферы транспортного строительства, разработке передовых комплексных решений, их тиражированию и совершенствованию также будет способствовать создание каталога типовых решений, который включит в себя не только проектные решения, но и технологические наработки, рекомендации и другие данные, позволяющие снизить сроки и стоимость строительства. Наряду с этим необходим единый стандарт цифрового документооборота, единых применяемых форматов электронных документов, в том числе проектно-сметной документации, графиков, проектов производства работ, защиты информации.

Работа по некоторым из этих направлений уже ведется, в том числе совместно с ассоциацией «Национальное объединение строителей». Как рассказал начальник отдела дополнительного профессионального образования и аттестации НОСТРОЯ Владислав Кришталь, она затрагивает вопросы совершенствования реестра строительных организаций, ценообразования строительных работ и подготовки кадров. «В настоящий момент создано два центра оценки квалификаций – в Санкт-Петербурге и Самаре, которые уже начали работу, – отметил В. Кришталь. – Строительная отрасль должна в существенной степени формировать требования к специалисту. С этой задачей можно справиться путем участия профессионального сообщества в разработке и внедрении профстандартов, в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и в независимой оценке квалификаций».

Оксана Перепелица