Рельсы в будущее

Власти Приангарья рассчитывают на мегаэффект от модернизации Транссиба

Новый импульс развития провинциальные железные дороги в регионах, являющихся форпостом России на границах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, получили в 2013 году, когда президент и правительство страны одобрили решение о предоставлении государственной поддержки компании «РЖД» для реализации программы реконструкции инфраструктуры Восточного полигона – Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Географический потенциал магистралей огромен. В связи с переориентированием экономики страны на восточное направление грузооборот между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет из года в год. Транссиб и БАМ, пролегающие к богатейшим ресурсами территориям, способны обеспечить добывающим компаниям возможность доставки грузов по всей стране и в зарубежье. Однако эти возможности в полную силу не реализуются – магистрали изобилуют узкими местами, их пропускная способность полностью исчерпана. Решение этой проблемы позволит вывести на рельсы развития экономику сразу нескольких регионов. Стоимость реконструкции дорог составляет 562 млрд рублей. В одиночку потянуть данную сумму «РЖД» вряд ли смогло бы, поэтому руководством страны было принято решение о финансовой поддержке инвестиционных планов компании. Но помощь в реализации программы по реконструкции магистралей сегодня готовы оказывать и субъекты федерации. Так, руководство Иркутской области считает стратегически важным избавить «РЖД», а вместе с ней и другие компании, реализующие на территории региона крупные инвестиционные проекты, от излишней налоговой нагрузки. Взамен же Приангарье рассчитывает получить долгосрочный кумулятивный эффект.

Рельсы в будущее

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

— Региональная власть будет поддерживать инвестиционные проекты компаний, в частности те, которые реализует железная дорога, в том числе путем предоставления налоговых преференций, — сказал на встрече с главой РЖД Владимиром Якуниным врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. — Потому что это новые рабочие места, инфраструктура. Мы также поощряем участие компаний в социальном развитии Иркутской области.

Транссиб устал

Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали составляет около 10 тысяч километров, это самая длинная железная дорога в мире. Именно по Транссибу перевозится более половины всех внешнеторговых и транзитных грузов в стране. Транссиб неразрывно связан с Байкало-Амурской магистралью, ежегодный объем грузоперевозок на которой сегодня оценивается в 12 млн тонн. При этом интенсивность движения поездов по магистралям, особенно БАМу, незначительна. Одной из ее главных проблем является устаревшая инфраструктура, неспособная справиться с ростом объемов перевозок. В таком виде будущего у этих магистралей нет. По мнению экспертов Фонда «Центр стратегических разработок», в случае, когда существуют препятствия движению товаров, разница цен на один и тот же товар в двух соседних регионах зачастую превышает транспортные издержки на его перевозку. Узкие места необоснованно увеличивают разницу цен на товары между регионами и создают дополнительную ценовую нагрузку на население. Иными словами, вопрос ценообразования становится инфраструктурным. При ее отсутствии накладные расходы на товар увеличиваются в разы. Добыча полезных ископаемых совсем не исключение, чем современнее инфраструктура на месторождении, тем ниже будет и себестоимость добычи.

alt

В регионах, через которые пролегают Транссиб и БАМ, находятся крупнейшие в стране месторождения полезных ископаемых – углеводородов, руды черных и цветных металлов. Территории обладают значительным импортным и экспортным потенциалом. Здесь добывается более 65% от всего производимого в стране угля, осуществляется нефтепереработка и заготовка древесины.

Однако сегодня на Транссибе и БАМе случился логистический затор, чтобы его преодолеть, необходима масштабная модернизация. Поэтому руководством страны было принято решение о выделении средств компании «РЖД» для реализации амбициозного проекта по реконструкции магистралей и их расширению. Объем инвестиций до 2020 года по проекту реконструкции Восточного полигона составляет 562 млрд рублей. Большую часть средств – 302 млрд рублей — в проект вложит сама компания за счет собственных и заемных источников. Эти средства будут направлены на обновление основных фондов, развитие восточной части БАМа и завершение отдельных уже начатых проектов. Объем государственной поддержки составляет 260 млрд рублей, в том числе 110 млрд рублей прямых инвестиций и 150 млрд рублей через Фонд национального благосостояния. Данные средства направляются на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры западной части БАМа и расшивки узких мест Транссиба.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Одним узким местом меньше

Одним из ярких подтверждений успешного социального сотрудничества региональных властей и руководства естественной монополии стало открытие 30 июля на станции Большой Луг в Шелеховском районе пункта технического осмотра локомотивов. Введение объекта в эксплуатацию даст Иркутской области 32 новых рабочих места.

Значение же открытия пункта для подразделения РЖД Восточно-Сибирской железной дороги переоценить трудно. Строительство объекта продолжалось пять лет, а объем инвестиций составил 316,2 млн рублей. Ежегодно по самым скромным подсчетам экономия от введения пункта в эксплуатацию позволит сохранить до 31-32 млн рублей, что позволит окупить строительство за 8-9 лет. Пункт необходим для обслуживания подталкивающих локомотивов, которые работают на одном из самых напряженных участков Транссибирской магистрали «Большой Луг – Слюдянка-2». После сдачи пункта обслуживания локомотивов в эксплуатацию, пропала необходимость впустую гонять локомотивы до ближайших пунктов, расположенных в Слюдянке и на станции Иркутск-Сортировочный. В результате не только значительно повысится эффективность использования локомотивов, но и произойдет экономия электроэнергии, будут разгружены пути для движения поездов, что особенно важно в условиях увеличения грузооборота на магистрали. За сутки новый пункт сможет обслуживать до девяти локомотивов.

— Сдача в эксплуатацию данного пункта технического обслуживания локомотивов на самом деле большой шаг в реализации программы по реконструкции Транссибирской магистрали, — отметил Сергей Ерощенко. – Современный пункт позволяет показать ту работу, к которой уже мы приступили. Но это только начало огромной инвестиционной программы, которая реализуется в регионе и в которую инвестирует РЖД.

Однако открытием пункта технического обслуживания локомотивов в Большом Луге реализация мероприятий по реконструкции Транссиба и БАМа на территории Иркутской области в 2015 году не ограничится. Так, на БАМе будут открыты вторые пути и блокпосты Предленский и Суринья, а также будут запущены вторые пути на перегонах «Предленский – Чудничный», «Чудничный – Звездная».

Кроме того, в Москве рассмотрено ходатайство министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возможности предоставления «Байкальской пригородной пассажирской компании» вагонов для организации дополнительного пригородного маршрута на участке «Коршуниха-Ангарская – Рудногорск – Усть-Илимск» периодичностью четыре раза в неделю.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Поезд спасения

Жизненно важным стало сотрудничество Приангарья и Восточно-Сибирской железной дороги в организации работы передвижного консультативно-диагностического центра «Академик Федор Углов», вывозящего бригады медиков для осмотра населения в отдаленные территории области с 2010 года. За 5 лет медицинский поезд выполнил 58 поездок в отдаленные территории, работа велась на 97 станциях. Специалисты передвижного медицинского центра оказали помощь 68 тысячам пациентов, провели 278 тысяч приемов и 212,5 тысячи исследований. За это время оборудование, установленное в передвижном центре, износилось и устарело.

— Из-за напряженного графика работы поезда диагностическая аппаратура рентгеновского, эндоскопического и клинико-диагностического кабинетов физически и морально устарела, — рассказал начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Василий Фролов. – Благодаря встрече Сергея Ерощенко с президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным практически решен вопрос о выделении 25 млн рублей на приобретение новых аппаратов.

Кроме того, Сергей Ерощенко и Владимир Якунин договорились совместно решать проблемы обеспечения безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры и обеспечивать профилактику непроизводственного травматизма на Восточно-Сибирской железной дороге. Они также обсудили строительство пешеходного моста на станции Половина, организацию пешеходного путепровода через железнодорожные пути на станции Куйтун.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Была достигнута договоренность, что необходимые для решения поставленных задач мероприятия будут предусмотрены в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2016–2018 годы. Сергей Ерощенко и Владимир Якунин также договорились о том, что будет проработан вопрос оснащения пяти железнодорожных переездов на территории области аппаратно-программными комплексами «Автоураган», предназначенными для использования на стационарных рубежах контроля транспорта с целью автоматического фиксирования нарушений правил дорожного движения.

На открытии пункта технического осмотра локомотивов Сергей Ерощенко подчеркнул, что регион и дальше будет продолжать поддерживать компанию в реализации крупных, важных проектов, таких, например, как участие железной дороги в перевозке сжиженного газа с севера области.

В конечном счете вложение инвестиций в реконструкцию крупнейших в стране железнодорожных магистралей может оказаться мегапроектом. По мнению Владимира Якунина, которое он высказал в 2014 году на президиуме Российской академии наук, на оси Транссиба и БАМа может быть создан Трансевразийский пояс, способный объединить разные страны для плодотворного сотрудничества. Для иркутского региона это значит открытие новых возможностей для развития.

Рельсы в будущее

Власти Приангарья рассчитывают на мегаэффект от модернизации Транссиба

Новый импульс развития провинциальные железные дороги в регионах, являющихся форпостом России на границах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, получили в 2013 году, когда президент и правительство страны одобрили решение о предоставлении государственной поддержки компании «РЖД» для реализации программы реконструкции инфраструктуры Восточного полигона – Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Географический потенциал магистралей огромен. В связи с переориентированием экономики страны на восточное направление грузооборот между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет из года в год. Транссиб и БАМ, пролегающие к богатейшим ресурсами территориям, способны обеспечить добывающим компаниям возможность доставки грузов по всей стране и в зарубежье. Однако эти возможности в полную силу не реализуются – магистрали изобилуют узкими местами, их пропускная способность полностью исчерпана. Решение этой проблемы позволит вывести на рельсы развития экономику сразу нескольких регионов. Стоимость реконструкции дорог составляет 562 млрд рублей. В одиночку потянуть данную сумму «РЖД» вряд ли смогло бы, поэтому руководством страны было принято решение о финансовой поддержке инвестиционных планов компании. Но помощь в реализации программы по реконструкции магистралей сегодня готовы оказывать и субъекты федерации. Так, руководство Иркутской области считает стратегически важным избавить «РЖД», а вместе с ней и другие компании, реализующие на территории региона крупные инвестиционные проекты, от излишней налоговой нагрузки. Взамен же Приангарье рассчитывает получить долгосрочный кумулятивный эффект.

Рельсы в будущее

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

— Региональная власть будет поддерживать инвестиционные проекты компаний, в частности те, которые реализует железная дорога, в том числе путем предоставления налоговых преференций, — сказал на встрече с главой РЖД Владимиром Якуниным врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. — Потому что это новые рабочие места, инфраструктура. Мы также поощряем участие компаний в социальном развитии Иркутской области.

Транссиб устал

Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали составляет около 10 тысяч километров, это самая длинная железная дорога в мире. Именно по Транссибу перевозится более половины всех внешнеторговых и транзитных грузов в стране. Транссиб неразрывно связан с Байкало-Амурской магистралью, ежегодный объем грузоперевозок на которой сегодня оценивается в 12 млн тонн. При этом интенсивность движения поездов по магистралям, особенно БАМу, незначительна. Одной из ее главных проблем является устаревшая инфраструктура, неспособная справиться с ростом объемов перевозок. В таком виде будущего у этих магистралей нет. По мнению экспертов Фонда «Центр стратегических разработок», в случае, когда существуют препятствия движению товаров, разница цен на один и тот же товар в двух соседних регионах зачастую превышает транспортные издержки на его перевозку. Узкие места необоснованно увеличивают разницу цен на товары между регионами и создают дополнительную ценовую нагрузку на население. Иными словами, вопрос ценообразования становится инфраструктурным. При ее отсутствии накладные расходы на товар увеличиваются в разы. Добыча полезных ископаемых совсем не исключение, чем современнее инфраструктура на месторождении, тем ниже будет и себестоимость добычи.

alt

В регионах, через которые пролегают Транссиб и БАМ, находятся крупнейшие в стране месторождения полезных ископаемых – углеводородов, руды черных и цветных металлов. Территории обладают значительным импортным и экспортным потенциалом. Здесь добывается более 65% от всего производимого в стране угля, осуществляется нефтепереработка и заготовка древесины.

Однако сегодня на Транссибе и БАМе случился логистический затор, чтобы его преодолеть, необходима масштабная модернизация. Поэтому руководством страны было принято решение о выделении средств компании «РЖД» для реализации амбициозного проекта по реконструкции магистралей и их расширению. Объем инвестиций до 2020 года по проекту реконструкции Восточного полигона составляет 562 млрд рублей. Большую часть средств – 302 млрд рублей — в проект вложит сама компания за счет собственных и заемных источников. Эти средства будут направлены на обновление основных фондов, развитие восточной части БАМа и завершение отдельных уже начатых проектов. Объем государственной поддержки составляет 260 млрд рублей, в том числе 110 млрд рублей прямых инвестиций и 150 млрд рублей через Фонд национального благосостояния. Данные средства направляются на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры западной части БАМа и расшивки узких мест Транссиба.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Одним узким местом меньше

Одним из ярких подтверждений успешного социального сотрудничества региональных властей и руководства естественной монополии стало открытие 30 июля на станции Большой Луг в Шелеховском районе пункта технического осмотра локомотивов. Введение объекта в эксплуатацию даст Иркутской области 32 новых рабочих места.

Значение же открытия пункта для подразделения РЖД Восточно-Сибирской железной дороги переоценить трудно. Строительство объекта продолжалось пять лет, а объем инвестиций составил 316,2 млн рублей. Ежегодно по самым скромным подсчетам экономия от введения пункта в эксплуатацию позволит сохранить до 31-32 млн рублей, что позволит окупить строительство за 8-9 лет. Пункт необходим для обслуживания подталкивающих локомотивов, которые работают на одном из самых напряженных участков Транссибирской магистрали «Большой Луг – Слюдянка-2». После сдачи пункта обслуживания локомотивов в эксплуатацию, пропала необходимость впустую гонять локомотивы до ближайших пунктов, расположенных в Слюдянке и на станции Иркутск-Сортировочный. В результате не только значительно повысится эффективность использования локомотивов, но и произойдет экономия электроэнергии, будут разгружены пути для движения поездов, что особенно важно в условиях увеличения грузооборота на магистрали. За сутки новый пункт сможет обслуживать до девяти локомотивов.

— Сдача в эксплуатацию данного пункта технического обслуживания локомотивов на самом деле большой шаг в реализации программы по реконструкции Транссибирской магистрали, — отметил Сергей Ерощенко. – Современный пункт позволяет показать ту работу, к которой уже мы приступили. Но это только начало огромной инвестиционной программы, которая реализуется в регионе и в которую инвестирует РЖД.

Однако открытием пункта технического обслуживания локомотивов в Большом Луге реализация мероприятий по реконструкции Транссиба и БАМа на территории Иркутской области в 2015 году не ограничится. Так, на БАМе будут открыты вторые пути и блокпосты Предленский и Суринья, а также будут запущены вторые пути на перегонах «Предленский – Чудничный», «Чудничный – Звездная».

Кроме того, в Москве рассмотрено ходатайство министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возможности предоставления «Байкальской пригородной пассажирской компании» вагонов для организации дополнительного пригородного маршрута на участке «Коршуниха-Ангарская – Рудногорск – Усть-Илимск» периодичностью четыре раза в неделю.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Поезд спасения

Жизненно важным стало сотрудничество Приангарья и Восточно-Сибирской железной дороги в организации работы передвижного консультативно-диагностического центра «Академик Федор Углов», вывозящего бригады медиков для осмотра населения в отдаленные территории области с 2010 года. За 5 лет медицинский поезд выполнил 58 поездок в отдаленные территории, работа велась на 97 станциях. Специалисты передвижного медицинского центра оказали помощь 68 тысячам пациентов, провели 278 тысяч приемов и 212,5 тысячи исследований. За это время оборудование, установленное в передвижном центре, износилось и устарело.

— Из-за напряженного графика работы поезда диагностическая аппаратура рентгеновского, эндоскопического и клинико-диагностического кабинетов физически и морально устарела, — рассказал начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Василий Фролов. – Благодаря встрече Сергея Ерощенко с президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным практически решен вопрос о выделении 25 млн рублей на приобретение новых аппаратов.

Кроме того, Сергей Ерощенко и Владимир Якунин договорились совместно решать проблемы обеспечения безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры и обеспечивать профилактику непроизводственного травматизма на Восточно-Сибирской железной дороге. Они также обсудили строительство пешеходного моста на станции Половина, организацию пешеходного путепровода через железнодорожные пути на станции Куйтун.

alt

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Была достигнута договоренность, что необходимые для решения поставленных задач мероприятия будут предусмотрены в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2016–2018 годы. Сергей Ерощенко и Владимир Якунин также договорились о том, что будет проработан вопрос оснащения пяти железнодорожных переездов на территории области аппаратно-программными комплексами «Автоураган», предназначенными для использования на стационарных рубежах контроля транспорта с целью автоматического фиксирования нарушений правил дорожного движения.

На открытии пункта технического осмотра локомотивов Сергей Ерощенко подчеркнул, что регион и дальше будет продолжать поддерживать компанию в реализации крупных, важных проектов, таких, например, как участие железной дороги в перевозке сжиженного газа с севера области.

В конечном счете вложение инвестиций в реконструкцию крупнейших в стране железнодорожных магистралей может оказаться мегапроектом. По мнению Владимира Якунина, которое он высказал в 2014 году на президиуме Российской академии наук, на оси Транссиба и БАМа может быть создан Трансевразийский пояс, способный объединить разные страны для плодотворного сотрудничества. Для иркутского региона это значит открытие новых возможностей для развития.